Что впервые побудило наших предков вешать два куска ткани по обе стороны окна и как менялся дизайн штор с годами? И если вы когда-нибудь задавались вопросом, на какие шторы могли смотреть Елизавета I, Чарльз Дарвин и Кеннеди, лежа в постели, читайте дальше…
Первые шторы появились в домах богатых людей в XV веке. До этого текстиль использовался на кроватях и в качестве гобеленов, а не драпировался на окнах, чтобы обеспечить тепло и смягчить суровые интерьеры. Окна представляли собой маленькие узкие щели и неизменно закрывались промасленной вощеной бумагой или внутренними ставнями, если закрывались вообще. Однако во времена Тюдоров и Стюартов шторы из дорогого шелка, бархата и парчи (ткани с причудливым рисунком) импортировались и использовались как средство демонстрации богатства и значимости.
К концу XVII века дизайнеры черпали вдохновение во Франции и при французском дворе, и это, вместе с прибытием в Англию гугенотов (искусных мастеров, спасавшихся от преследований), привело к увеличению использования отделки штор ручной работы. Эти красивые кисточки и бахрома (известные как «passementerie») в равной степени использовались для оформления окон и постельных принадлежностей, создавая очень эффектный вид.
В это время использовались задники для штор, а также вошли в моду ламбрекены, скрывающие карнизы для штор. Подтягивающие шторы — предшественницы наших современных жалюзи — также были разработаны в соответствии с новым стилем многокамерных створчатых окон. Модные цвета, как правило, были глубокими и насыщенными. Были популярны черные и красные цвета, дополненные сверкающей отделкой из металлических нитей.
Когда мы переехали в XVIII век, стены и окна начали восприниматься как часть общей декоративной схемы, и на стенах были развешаны более легкие ткани. Знаменитый краснодеревщик Томас Чиппендейл разработал резные деревянные и позолоченные ламбрекены, которые вошли в моду и часто закрывают по меньшей мере треть окна. Гардероб стал еще более роскошным благодаря использованию серебряных и золотых нитей, шелковых шариков и незаменимых страусиных перьев, окрашенных в такие популярные цвета, как карамельно-розовый, кислотно-зеленый и ярко-голубой.
Цвет становится смелее…
Открытия в Помпеях и Геркулануме во второй половине 1700-х годов привели к новой волне классицизма в интерьерах. Подтягивающие шторы были заменены легкими, элегантными парными занавесками, часто комбинируемыми с отворотами и хвостиками. Были введены шнуры и шкивы, а шторы были сделаны так, чтобы они перекрывали друг друга по центру. К настоящему времени был доступен огромный ассортимент тканей, включая шелк, дамаск, бархат, вуаль и тафту. Палитра цветов была более дикой, чем когда-либо прежде — особенно популярны темно-бирюзовый, желтый нарцисс и малиновый.
В то время, когда Джейн Остин писала свои самые известные романы, в период регентства, шторы часто собирались в сложные слои. Наружные шторы были скреплены глубокими складками, чтобы показать нижние шторы из легкого шелка или муслина. Карнизы для штор стали самостоятельным элементом декора и часто были отлиты в форму и позолочены с декоративными навершиями в виде голов животных, лавровых венков и розеток. Цвета были очень яркими и включали вишнево-красный, шафраново-желтый и золотой.
Викторианцы любили возрождать моду прошлого, и в XIX веке появилось множество тенденций и стилей. При жизни Чарльза Дарвина, вполне возможно, в его библиотеке были клетчатые занавески, на эркерных окнах в гостиной — лоскуты, а на кровати с балдахином — занавески в цветочек с бахромой!
Тенденции восходят к простому…
Часто удушающая суетливость викторианского периода уступила место гораздо большей простоте, когда наступил XX век. Направление ар-нуво, популярное в преддверии Первой мировой войны, черпало вдохновение в различных формах, но общий вид был элегантным и более простым. Кровати были без украшений, а на окнах неизменно висели парные занавески, жалюзи, а иногда и тканевая панель с рисунком. Чаще всего выбирались бледные цвета, чтобы создать ощущение легкости и воздушности.
Эта простота распространилась на период ар-деко, хотя с развитием кинематографа и одержимостью новообретенной скоростью поездов, самолетов и автомобилей мотивы изменились, и геометрические узоры стали популярными.
Внедрение автоматической стиральной машины в середине XX века привело к более широкому использованию более легких, легко стираемых тканей, таких как постельное белье и хлопок. И хотя интерьеры послевоенных лет, как правило, были очень простыми и строгими, к середине 1950-х годов фактурные ткани и смелые геометрические принты стали очень модными. Мы можем представить, что Кеннеди, возможно, оценил бы несколько ярких штор с язычками в своем летнем доме в Кейп-Коде, а также жалюзи и рольставни.
По мере того, как XX век подходил к концу, в домах наблюдался переход к большему минимализму, и оформление окон отражало это. Шторы с простыми надписями, как правило, использовались отдельно, если вообще использовались, а жалюзи и ставни стали приемлемым решением сами по себе.
Притормозим немного…
Итак, мы приходим к сегодняшнему дню и миру, в котором мода и интерьеры все более тесно связаны. Как только мир моды сходит с ума по животным принтам, они появляются в виде ковриков, подушек и мебельных тканей. Но, хотя мода преходяща, интерьеры нуждаются в меньшей изменчивости — в конце концов, мы не хотим делать ремонт каждый год. Поэтому главное — учитывать тенденции в виде аксессуаров, которые можно легко менять, и выбирать ткани для штор и жалюзи в тех цветах и тканях, которые мы любим и от которых мы никогда не устанем.